Складские паллетные стеллажи. Как выбрать систему хранения.

Главным критерием нормальной работы склада является обеспечение необходимого грузооборота (объема переработки/подготовки груза) при оптимальных затратах на осуществление этого процесса. Но у различных компаний склад решает разные задачи. В каких-то случаях приоритетом является организация и поддержание высокого грузооборота, в других - хранения максимального количества продукции, в третьих - эти или другие, порою даже взаимоисключающие требования могут совмещаться. Соответственно для успешной организации работы склада на первоначальном этапе разработки концепции заказчик (возможно при консультативной поддержке сторонних специалистов) должен чётко сформулировать главные требования к работе своего склада. Только на основе таких приоритетов возможен выбор оптимальной системы складирования. В данной статье мы рассмотрим одну из граней этой проблемы - а именно рассмотрим способы организации хранения и обработки паллетированных грузов с применением необходимой техники.

Хранение без стеллажей.
Этот способ хранения, когда паллеты с грузом устанавливаются в один ярус, либо в несколько ярусов непосредственно друг на друга, является достаточно распространённым и универсальным. Он максимально прост и обладает рядом очевидных преимуществ. Главное достоинство - способ обеспечивает максимальное использование площади склада при отсутствии затрат на установку стеллажного оборудования. К тому же при таком способе для обработки поддонов возможно использование практически любой техники. Однако способ также обладает и рядом существенных недостатков. Во-первых: высота складирования (ярусность) лимитирована прочностью упаковки, либо самого товара. Во-вторых: затруднён доступ к товарам различной номенклатуры. Как видим, система идеально подходит в случае, если на складе должно храниться значительное количество однотипного груза и возможно его штабелирование друг на друга до уровня высоты потолка.

Фронтальные паллетные стеллажи.
Это наиболее широко распространённая система хранения. Конструкции стеллажей проектируются и производятся различными по грузоподъемности и высоте. Высота установки последнего яруса может достигать 14 метров. В современных системах на зацепах расстояние установки балок по высоте при необходимости может быть легко изменено. Конструкции стеллажей могут быть разобраны, перемещены и смонтированы на другом месте. При необходимости высота рамы может быть изменена (обрезана или увеличена с помощью соединителей). При необходимости нижние ярусы таких стеллажей могут быть использованы для полочного хранения (в этом случае на балки устанавливаются поперечные балки, а на них укладывается настил из листового материала, либо в качестве полок могут использоваться поддоны). Существенным преимуществом является свободный доступ к любому поддону в любой момент времени. Фронтальные стеллажи являются недорогим и универсальным решением, позволяющим применять для обработки хранимых грузов практически любую технику. Единственным серьёзным недостатком является недостаточно хорошее использование объёмов склада в виду того, что существенная часть площади склада не может быть использована для размещения стеллажей т.к. используется для проездов, в которых работает техника. В зависимости от её типа это расстояние может варьироваться от 2,1 м (штабелёр) до 3,8 м (погрузчик). Тем не менее относительно малые капитальные затраты в сочетании с простотой обработки груза и высоким грузооборотом сделали систему наиболее распространенной.

Техника для работы с фронтальными стеллажами.
Для обслуживания фронтальных стеллажей подходит любая грузоподъёмная техника с вилами. Наиболее распространены вилочные погрузчики. Его главные достоинства: возможность использования на неровных полах и способность выезжать на улицу. Чаще всего он применяется в старых зданиях с небольшой высотой потолков. Главным недостатком применения погрузчиков в качестве техники для работы с фронтальными стеллажами являются их большие габариты, а соответственно и большая величина необходимого рабочего коридора. В зависимости от модели эта величина может колебаться от 3,1 м до 3,8 м. Соответственно большая часть складской площади используется для проезда техники, а не для размещения стеллажей.
Снизить процент площади, отводимой под рабочие коридоры, позволяет применение штабелёров. В этом случае ширина рабочего коридора сокращается приблизительно на 1 м, также применение этой техники позволяют увеличить высоту складирования груза, что в итоге даёт существенный прирост вместимости склада. Однако следует помнить, что для работы штабелёров требуются полы достаточно ровные полы.

Глубокие стеллажи (двойной глубины).
Данный тип может быть организован в двух вариантах. В первом варианте применяются обычные фронтальные стеллажи без каких-либо изменений. Просто стеллажные ряды сдваиваются. Во втором варианте в конструкцию вводят специальные элементы, которые дают возможность устанавливать на ширине одной рамы два поддона в глубину. В ряде случаев это даёт возможность снизить стоимость стеллажной системы. Главным плюсом таких решений является лучшее использование площади склада (приблизительно площадь под стеллажами возрастает с 25% до 50% от общей площади склада). Несмотря на то, что для работы с такими стеллажами требуется применение телескопических вил скорость грузооборота остаётся достаточно высокой. Единственным недостатком по сравнению с классическими фронтальными стеллажами является то, что в прямом доступе находится только половина поддонов. Поэтому глубокие стеллажи можно рекомендовать к применению тогда, когда большая часть хранимого на складе ассортимента продукции присутствует в количестве не менее чем двух поддонов. В этом случае система может обеспечивать достаточно высокую степень использования доступных мест хранения (80-90% против 95% у обычных фронтальных).

Узко-проходные стеллажи.
Это еще одна разновидность фронтальных стеллажей. Эта схема отличается от классической схемы размещения тем, что коридоры между стеллажами сокращаются (до величины 1,5-1,8 м) за счет применения специальных штабелёров с трёхсторонней обработкой грузов. В отличии от других типов штабелёры этого типа двигаются в коридорах между стеллажами только по прямой в одном направлении без разворотов. При этом каретка с вилами поворачивается на 180° и сдвигается к краю стеллажа на 1200 мм. Это и позволяет повернуть груз в нужную сторону, снять его или поставить на стеллаж. Узко-проходная схема сложна и дорога в организации. Узко-проходные штабелёры - достаточно тяжёлая техника, и для своей работы они требуют особо прочных и ровных полов. Кроме того сам узко-проходный штабелёр - пожалуй наиболее дорогой вид техники, применяемой для работы с паллетированными грузами. Существуют два типа таких штабелёров - в первом случае управление осуществляется из неподвижной относительно корпуса машины кабины (такая техника дороже обычных рич-траков приблизительно в 2 раза). Во втором случае кабина оператора поднимается вместе с грузом, что позволяет увеличить скорость работы и повысить высоту подъёма до 15 м (такая техника дороже обычных рич-траков приблизительно в 2-3 раза). Таким образом, система даёт возможность увеличить высоту стеллажной системы, соответственно увеличив объём хранения. Однако при этом возрастают требования по точности изготовления стеллажей и их монтажа (что соответственно также приводит к росту общей стоимости проекта). Таким образом, основным преимуществом, которое даёт такая схема - является повышенная степень использования складского пространства. Кроме того, в каждый момент времени доступен любой поддон и несколько выше скорость работы.
Поэтому узко-проходную схему рационально применять там, где складские площади стоят дорого, или ощущается их дефицит.

Набивные стеллажи (глубинные).
Представляют собой жёсткую каркасную конструкцию, которые образуют коридоры шириной 1330-1400 мм в которых на горизонтальных набивных рельсах устанавливаются поддоны с грузом. Фактически набивные стеллажи представляют собой развитие системы хранения без использования стеллажей. Система обеспечивает отличный уровень использования складского пространства, но при этом по сравнению с хранением без применения стеллажей обеспечивается лучший доступ, надежность и контроль, кроме того на стеллажах могут храниться грузы не допускающие штабелирование друг на друга. Однако, система имеет и ряд существенных недостатков: стоимость стеллажей примерно в 2 раза выше по сравнению с фронтальными. Несмотря на потенциально большой объём хранения на практике наполняемость стеллажей не превышает 75%. Обычно часть коридоров пустует т.к. на практике для упрощения учёта и увеличения скорости работы соблюдается принцип один коридор - один товар. Таким образом, система подходит для организации хранения больших объёмов однотипной продукции, для которой не критичны сроки хранения.
Что касается техники, то для работы в глубинных стеллажах используются погрузчики и штабелёры с одним ограничением - машины должны входить в коридоры (т.е. используются погрузчики и штабелёры зауженные по базе и кабине). Для глубоких набивных коридоров, в случае работы в них штабелёров, может применяться защитный направляющий рельс. При работе штабелёр опирается в рельс посредством роликов, установленных по его бокам. Этим достигается более быстрая работа, а также предотвращается повреждение стеллажей при смещении штабелёра из стороны в сторону.

Гравитационные стеллажи.
По устройству несущих конструкций представляют собой промежуточный вариант между фронтальными и глубинными стеллажами. Вместо неподвижных набивных рельсов на стеллажах устанавливаются наклонные роликовые дорожки, по которым поддоны с грузом скатываются под действием собственного веса. Дорожки могут достигать десятков метров и представляют собой устройства разного уровня сложности (в зависимости от характеристик груза) в которые могут быть включены стопорящие и подтормаживающие элементы.
Основным назначением системы является обеспечение интенсивного грузооборота с соблюдением принципа первым пришёл - первым ушёл. Такой принцип важен в случае работы с товаром ограниченного срока годности. Кроме того, эта система решает ещё несколько задач: обеспечивает большой коэффициент использования складского пространства, разделяет зону погрузки и выгрузки. Для обслуживания этих стеллажей могут применяться любые типы погрузчиков или рич-траков, а в случае, если при проектировании предусмотреть достаточное расстоянии от пола до нижнего яруса балок, то и любые типы штабелёров.

Мобильные стеллажи (передвижные).
Одна из наиболее редко применяемых систем. Эти стеллажи представляют собой обычные фронтальные, установленные на специальные тележки, которые могут перемещаться по вмонтированным в пол рельсам при помощи электрического привода. Основная часть стеллажей при работе сдвинута вплотную друг к другу. Таким образом, в системе имеется лишь один коридор между стеллажами, что обеспечивает высокий коэффициент использования складской площади. Для обслуживания системы возможно применение любой техники, используемой для работы с обычными фронтальными стеллажами.
В то же время у системы есть и определённые недостатки: в один и тот же момент возможна работа только в одном коридоре (т.е. только со стеллажами, примыкающими к этому коридору). Кроме того система достаточно дорогостояща (в 2-3 раза по сравнению с классическими фронтальными стеллажами). Поэтому применение её оправдано при высокой стоимости или дефиците складского пространства.